_gaq.push(["_setCustomVar",4,"BitrixID","0",2]); _gaq.push(['_trackPageview']); (function () { var ga = document.createElement('script'); ga.type = 'text/javascript'; ga.async = true;ga.src = ('https:' == document.location.protocol ? 'https://' : 'http://') + 'stats.g.doubleclick.net/dc.js'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(ga, s); })();

Новая модель функционирования службы медицины катастроф Республики Крым при угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайных ситуаций в вопросах современного реагирования на чрезвычайные ситуации

23 июля 2021 / Проект реализуется на протяжении 2019-2021 годов. (авторы Люлько О.М. - заместитель директора по ОР, МК и ГЗН ГБУЗ РК

39
Люлько Олег Михайлович
Заместитель директора РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ И СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"

Цели и задачи проекта:

Опыт ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) и их последствий показал, что в конце ХХ столетия система здравоохранения, а также медицинская служба гражданской обороны медицинских учреждений, нацеленная на работу в условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказалась не в состоянии в условиях ЧС мирного времени своевременно и качественно выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения. Возникла необходимость, с одной стороны, в научной разработке этой проблемы, а с другой - в создании в стране специальной службы, способной успешно решать задачи медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени - медицины катастроф. Одной из главных особенностей деятельности службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях является ее общегосударственный характер и опора на существующую структуру медицинских учреждений территориального и ведомственного управления здравоохранения. Особенности медицинской службы ГО организаций заключались в том, что она создавалась органами здравоохранения с учетом существующей на то время сети медицинских заведений и учреждений при участии Красного Креста и предназначалась для медицинского обеспечения и защиты населения от факторов поражения средств нападения при вооруженной борьбе, а также в районах (очагах) возникновения стихийных бедствий и крупных аварий. Нынешний опыт ликвидации последствий производственных аварий и катастроф техногенного, природного характера в ряде регионов страны, выявил недостаточную готовность и пригодность этой службы к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Предназначенная исключительно к действиям в период военного времени в прошлом, масштабных природных катастроф, она имеет в своем составе формирования, приведение которых до полной готовности требует определенного времени, из-за чего теряется оперативность реагирования. Приведенное указывает о необходимости построения новой модели работы медицинской службы гражданской обороны в медицинских учреждениях, а вместе с ней и новой модели службы медицины катастроф на региональном уровне. Во время оказания скорой медицинской помощи (СМП) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС) особенное значение уделяется фактору времени, связанному с необходимостью предоставления экстренной медицинской помощи в надлежащем объеме большому числу пострадавших за короткий временной промежуток. Именно поэтому оптимизация сроков СМП возможна только при организации четкой работы этапов медицинской сортировки, преемственности и последовательности выполнения лечебных мероприятий, медицинской эвакуации при реагировании на чрезвычайные ситуации. Следует заметить, что принципы, которыми руководствуется сейчас служба медицины катастроф, были заложены много лет назад, и явились как продолжение традиций и порядка работы службы скорой медицинской помощи, и практически являются незыблемыми, поэтому и не пересматривались. Отметим, что за последнее время произошли коренные изменения в организационной структурной модели деятельности службы медицины катастроф, что отобразилось в оптимизации количественного и качественного состава бригад СМП первой, второй очереди, модернизации оказания помощи посредством санитарной авиации, усовершенствования коечного фонда госпитальной базы и т.д.. Аварии, катастрофы и стихийные бедствия, происшедшие в последние годы, сопровождавшиеся значительными человеческими жертвами, заставляют пересмотреть многие, ставшие традиционными, подходы к организации и оказанию экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

Участие автора в проекте:

Проект реализуется в процессе выполнения задач повседневной деятельности путём организационных, кадровых решений.

Краткое описание реализации проекта:

События июня 2021 года, когда в Республике Крым случилась Чрезвычайная Ситуация природного характера (обильные дождевые осадки, подтопления и селевые потоки в г.Керчь.г.Ялта,Бахчисарайский район), показана эффективность работы предложенной новой модели службы медицины катастроф Республики Крым

Результаты проекта:

1.Практика внедрения единого номера «112» в Республике Крым показала, что для полноценного обеспечения работы канала «103» сопряжённого с каналом «112» достаточно профессионального обучения диспетчерского состава скорой медицинской помощи, службы медицины катастроф в первоначальном количестве соответствующему не менее 25% от штатной численности диспетчерского персонала при обязательном условии обучения руководителей соответствующих отделов ТЦМК и донесения знаний до остальных диспетчеров. 2.Отмечен положительный эффект от переподчинения службы гражданской обороны и службы медицины катастроф в одну вертикаль управления. Прослеживается экономия финансовых затрат на содержание сотрудников службы гражданской обороны вдвое. 3.Применение специально-разработанной укладки участникам марафона, позволило уменьшить число лиц, которые сошли с дистанции по причине полученных спортивных травм во время бега, в 2 раза. 4. Перепрофилирование ряда должностей отдела службы медицины катастроф с выездными бригадами экстренного реагирования и мобильным медицинским отрядом ГБУЗ РК «Крымский республиканский центр службы медицины катастроф и скорой медицинской помощи» в соответствующие должности фельдшера скорой медицинской помощи (3.0) позволяет привлекать дополнительную бригаду скорой медицинской помощи для обслуживания спортивных соревнований в полном объёме. 5. Использование специально-разработанной укладки с набором аэрозольных препаратов противовоспалительного, обезболивающего действия, набором медицинских изделий для оказания скорой медицинской помощи из табельного арсенала врача по спортивной медицине позволяет бригаде скорой медицинской помощи провести необходимый комплекс превентивно-лечебных мероприятий участникам оздоровительно-физкультурного движения, что на треть уменьшает число лиц, подвергающихся дисквалификации по состоянию здоровья во время соревнований. 6. Для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим дельтапланеристам, парапланеристам, парашютистам целесообразно в первую очередь направлять специалистов первого контакта скорой медицинской помощи, обученных в области эргономики, физиологии, гигиены труда этих профессий, т.е. отдавая предпочтение специально подготовленным бригадам

Дополнительные материалы: