Дистанционный электронный рецепт на лекарственные препараты: опыт поликлиники

15 октября 2020 / Проект реализован в 2020г на базе БУ

13
Колосова Татьяна Сергеевна
Заместитель главного врача по лечебно-диагностической работе Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганская городская поликлиника»

Цели и задачи проекта:

Цели проекта: - сокращение затраченного медицинским персоналом времени на проведение приема для выписки льготного рецепта, - сокращение среднего количества очных посещений за выпиской льготных лекарственных препаратов в месяц.

Участие автора в проекте:

кадровые : - фельдшеры и врачи терапевтического отделения БУ "Няганская городская поликлиника", - сотрудники ООО «Облачные технологии» г. Таганрог,обеспечивающие работу медицинской информационной системы "Югра", - сотрудники ГК ХОСТ, г.Екатеринбург, являющиемя разработчиками приложения «Medved.Telemed» - сотрудники БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Медицинский информационно-аналитический центр» , курирующие проект Административные: приказ главного врача от 18.12.2019г. №423 «О внедрении пилотного проекта по оформлению назначений лекарственных препаратов, сформированных в форме электронных документов с сохранением бумажного документооборота в БУ «Няганская городская поликлиника».

Краткое описание реализации проекта:

На подготовительном этапе проекта был определен круг пациентов, которые привлекались к участию. Допускались лица:

- имеющие установленный клинический диагноз и право на льготное лекарственное обеспечение;

- авторизованные на портале «Госуслуги»;

- имеющие возможность использования мобильного приложения «Medved.Telemed»;

- направившие заявки после очного назначения необходимых льготных препаратов.

Кроме того, в ходе реализации проекта этим пациентам необходимо было соблюдать условия:

- очно посещать врача не менее 1 раза в 3 месяца и иметь стабильное соматическое состояние;

- заполнять сведений о состоянии здоровья в мобильном приложении «Medved.Telemed»;

- соблюдать интервал для направления заявки - не чаще 1 раза в месяц;

- не находится на лечении в стационаре.

БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Медицинский информационно-аналитический центр» в заявку на выписку рецепта настроены поля для заполнения пациентом данных о состоянии здоровья (общее самочувствие, рост, вес, пульс, температура, АД (при необходимости), уровень глюкозы (при необходимости), были согласованы сценарии взаимодействия врачей и пациентов с использованием информационной системы «Medved.Telemed» для проекта реализации удаленного взаимодействия врач-пациент с использованием медицинской информационной системы.

Разработчиками приложения «МЕДВЕДЬ.ТЕЛЕМЕД» (компания ХОСТ), проведена учеба со специалистами учреждения по его эксплуатации, в ходе которой утверждена схема взаимодействия медицинского работника и пациента (рис.1)

Руководством медицинской организации было обеспечено наличие усиленной квалифицированной электронной подписи для медицинских работников, председателя врачебной комиссии и провизоров аптечных пунктов.

Результаты проекта:

1. За время реализации Проекта с января по март 2020г было отработано 132 заявки, направленные через информационную систему «Medved.Telemed», и выписано 328 электронных рецептов. В течение апреля-мая 2020г было оформлено 110 заявок на 346 рецептов. Проведенный анализ обращений за льготным лекарственным обеспечением подтвердил увеличение охвата населения льготным лекарственным обеспечением. Так в 2018г за выпиской льготных лекарственных препаратов обращалось 408 человек в месяц , в 2019г - 685 пациентов, а в 2020г- 1001 пациент в месяц (рисунок 2). 2. Исключение этапа обращения в регистратуру учреждения для записи к медицинскому работнику с целью выписки льготных лекарственных препаратов (что исходно занимало от 1 до 20 минут) и этапа ожидания в очереди перед кабинетом, где производилась выписка рецептов (что составляло от 1 до 20 минут), позволило пациентам сократить затрачиваемое на отпуск льготных лекарственных препаратов время и тем самым повысить их удовлетворенность медицинскими услугами . 3. Благодаря работе в приложении «Medved.Telemed» получение медицинским работником необходимых для заполнения в электронной медицинской карте сведений происходило одномоментно (уровень давления, частота сердечных сокращений, уровень гликемии), а отсутствие личного контакта с пациентами повышало производительность фельдшера и врача: время на выполнение медицинской услуги сократилось с 12 минут до 6. 4. Выявлена необходимость совершенствования нормативных актов. Так, в связи с отсутствием в Правилах отпуска лекарственных препаратов, утвержденной приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403, сведений о возможности отпуска лекарственных препаратов по электронным рецептам в аптечном пункте, существует потребность внесения изменений в 9 абзац пункта 4 приложения к приказу Минздрава России от 11.07.2017 № 403 «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» следующего содержания: «в том числе на рецептурном бланке в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника». 5. Обнаружено отсутствие специального тарифа для услуги, который позволил бы вести количественный учет данных медицинских услуг. Предлагаем утвердить тариф «ТМ.2 Дистанционная консультация в режиме отсроченной консультации», оплата которого будет производиться в рамках подушевого финансирования прикрепленного населения.

Дополнительные материалы: